Запрет теории эволюции в школе - «Стиль жизни»
Что не так с этой идеей?
«Безнравственна», «противоречит религии», но возможна ли без нее современная биология
Помощник премьер-министра Муслим Хучиев предложил исключить теорию Дарвина из школьных учебников, с ним согласился председатель Патриаршей комиссии священник Федор Лукьянов. И это не первый случай, когда эволюционную концепцию критикуют представители власти. Почему исключить ее из учебников невозможно и как «Происхождение видов» Чарльза Дарвина преподают в современной школе, мы узнали у преподавателей биологии и ученых.
Что случилось
На заседании Всероссийского родительского комитета 19 сентября помощник премьер-министра РФ Муслим Хучиев призвал запретить в школах изучение теории Дарвина. «Все знают, что это ошибочная теория, она идет вразрез с религией. Это первый шаг, я считаю, в духовном разложении детей. Мы можем это просто убрать», — заявил Хучиев. По его словам, теория Дарвина «противоречит религиозному воспитанию».
Министр просвещения Сергей Кравцов, к которому было адресовано это предложение, инициативу пока не комментировал.
Но 20 сентября предложение Хучиева поддержал председатель Патриаршей комиссии Русской Православной Церкви по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов:
«Теория эволюции изначально безнравственна, так как предполагает сиротство рода человеческого, отсутствие Создателя у столь сложного и прекрасного творения, как наша Вселенная», — заявил Лукьянов.
При этом депутат Госдумы Михаил Матвеев выступил против запрета теории Дарвина в школах:
«Я не считаю нужным запрещать изучение в школе теории Дарвина, происхождение видов. Просто необходимо давать несколько альтернативных взглядов на происхождение жизни на Земле, среди которых, безусловно, должна быть как теория Дарвина, так и теории божественного происхождения человека», — заявил Матвеев.
Как преподают теорию Дарвина в школе
Дмитрий Поздняков преподает биологию уже 26 лет, он создал портал bioFAQ, с помощью которого можно бесплатно готовиться к ЕГЭ по биологии. Дмитрий убежден, что без теории Чарльза Дарвина современная биология невозможна.
— Я бы не хотел пользоваться словосочетанием «теория Дарвина», ей 200 лет. В школе изучают теорию эволюции, она является частью биологии, — объяснил «Правмиру» Дмитрий Поздняков. — Если ее изучать на чуть более глубоком уровне, к чему движется наша школа, то это объединение генетики и эволюции. Достаточно интересная и полезная вещь. Если дети понимают предмет, то у них генетика и эволюция объединяются вместе в голове, а также селекция — реальный пример того, что это происходит на наших глазах. Нельзя отделить современную медицину и биотехнологии от генетики, поскольку она лежит в их основе. А где генетика — там и популяционная генетика, и эволюция. Это один комплекс. Не представляю, как можно не учить в школе теорию эволюции и преподавать все остальное.
Той же точки зрения придерживается Ирина Варывдина, учитель биологии в Лицее «Ковчег-XXI век». Она подробно объясняет, как теория Дарвина стала частью синтетической теории эволюции:
— В рамках школьной программы дети изучают синтетическую теорию эволюции. Она сформировалась еще в XX веке и основывается как на теории Дарвина, так и на генетике, которая возникла чуть позже. Все научные открытия, позволяющие узнать степень родства тех или иных видов животных, а также человека и его предков, стали возможны благодаря генетике. Например, в 2010 году черновой вариант генома неандертальца сравнили с геномом современного человека, выяснилось, что у всех популяций Homo sapiens вне Африки от двух до четырех процентов ДНК унаследованы от неандертальцев.
Ирина Варывдина отмечает, что детям не всегда легко дается изучение теории эволюции и генетики, потому что это высокий уровень абстракции — это сложно представить:
— Каждый год мы с новым классом изучаем теорию эволюции. И всегда есть дети, которых трудно убедить в том, что это реальные факты. Молекулу ДНК нельзя потрогать, на гены нельзя посмотреть — мы видим только результаты исследований. И ученики порой говорят: «Написать можно все что угодно». Моя задача как учителя показать, как ученые совершают те или иные открытия. Например, исследуют ДНК. Есть экскурсионные программы, которые позволяют детям самим выделить ДНК и изучать ее. Это многих убеждает. Ирина Варывдина
убеждена, что без теории эволюции современная биология невозможна, поэтому исключать ее из школьной программы нельзя:
— Биология держится на трех столпах. Первый — учение о клетке, которое нам позволяет их изучать. В начале XIX века был постулат о том, что жизнь организма может быть сведена к жизни клеток. И это так, если мы говорим о процессе старения или, например, раковых клетках, — рассказывает учитель биологии. — Второй — генетика. Когда происходит оплодотворение зиготы, сливаются генетический материал отца и матери, то появляется одна-единственная клетка с ДНК. И потом вырастает человек из триллионов клеток, имеющих одинаковую ДНК. Третий столп — это теория эволюции, которая показывает, как развивались виды от самых давних времен и до современности.
Филогенез — эволюционное развитие — любого вида невозможно рассмотреть без теории Чарльза Дарвина.
Как предки китов ходили на сушу и вернулись обратно в воду? Как появились высокие скакуны, предком которых было крохотное создание — гиракотерий с высотой в плечах всего 20 сантиметров, живущий в лесах? Все это объясняет теория Дарвина.
Что сделал Чарльз Дарвин для современной науки?
Максим Винарский — доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и автор книги «Мертвый лев: Посмертная биография Дарвина и его идей».
Он убежден, что отказ от изучения теории Дарвина невозможен:
— Исключить теорию Дарвина из школьных учебников равносильно запрету таблицы Менделеева, если сказать коротко. В любой отрасли науки, будь то физика, химия, биология, существует стержневая концепция, на которой строится вся картина мира. В физике это теория относительности, в биологии — эволюционная концепция, которую еще называют теорией Дарвина. Все современные биологи — эволюционисты, они мыслят эволюционно. Соответственно, если вынуть из биологии стержневую концепцию, то от нее останутся рожки да ножки. Это будет состояние науки на начало XIX века. Биология не существует вне эволюционной идеи. Это может кому-то нравиться, кому-то нет, но это константа.
Максим Винарский подчеркивает, что качественное научное образование невозможно без изучения эволюционной теории, а без него нельзя справляться с разнообразными вызовами: — Все мы прошли через пандемию covid-19. Как в будущем предотвратить подобные события, создать эффективные вакцины, если у нас не будет подготовленных специалистов? Без теории Дарвина на биологическом образовании можно ставить крест, — рассуждает профессор Винарский. — А ведь эпидемия — это не что иное, как теория эволюции в действии. На наших глазах из ниоткуда возник новый фактор, который прекрасно описывается законами генетики и концепциями эволюционной биологии. Это всем понятный пример того, почему важно биологию изучать именно в том виде, как предлагают нам ученые. Либо наука автономна, а значит, сама определяет, что в ней истина, а что нет, либо науки не существует.
Запрет изучения теории Дарвина мог бы стать опасным прецедентом, который бы помешал развитию науки в нашей стране, полагает Максим Винарский:
— Этот прецедент создает у людей, далеких от науки, иллюзию того, что они могут за ученых решать, что верно, а что нет. В нашей стране уже был негативный опыт с народным академиком Трофимом Денисовичем Лысенко, который в 1948 году отменил всю подлинную генетику и заменил ее своей. Ничем хорошим это не кончилось ни для генетики, ни для государства. Это были колоссальные репутационные потери, а генетическая наука была отброшена на десятилетия назад. Поэтому в науке не следует ничего запрещать директивно, тем более людям, которые не имеют ни образования, ни опыта работы в этой сфере.
Люди, далекие от науки, сводят теорию Дарвина к тому, что человек произошел от обезьяны. Но это неверно, объясняет профессор Винарский:
— Это обывательское представление о теории Дарвина сложилось еще в середине XIX века, в Англии. Ее так и называла широкая публика — обезьянья теория. Это вечный мем, с которым я стараюсь бороться теми или иными способами — издавать книги, читать лекции. Но это теория об эволюции путем естественного отбора. И само выражение «происходить от обезьяны» не точно. Человек происходит от Homo erectus, а Homo erectus от Homo habilis, и так далее. И все биологи, хотя они не обязательно на сто процентов с Дарвином согласны, все они эволюционисты в той или иной степени. И это, как я уже сказал, основа нашей работы.
Почему биологию нужно изучать всем?
Учитель биологии Ирина Варывдина убеждена, что биологию нужно изучать всем независимо от того, станешь ты биологом или нет. Это основа критического мышления, научного взгляда на мир, считает она.
— В каждой теме я стараюсь найти то, что детям пригодится. Например, мы разбираем многообразие клеток. В учебнике про это сухо написано. Но мы с ребятами начинаем говорить про бактерии и вирусы. Чем отличаются бактериальные и вирусные заболевания? Почему вирусы не надо лечить антибиотиками, а их — пить без назначения врача?
Мы изучаем генетику, ДНК, обсуждаем новые научные открытия. Недавно мы говорили про теломеры — концевые участки хромосом, защищающие ДНК в процессе деления клетки. Теломеры укорачиваются с каждым делением, пока не наступает момент неспособности клетки к делению. С возрастом длина теломер уменьшается, что является причиной клеточного старения. Ученые
Стэнфордского университета сделали открытие в июне 2024 года — можно удлинять теломеры, а значит, продлевать жизнь живого организма. Я привожу такие яркие примеры, чтобы заинтересовать ребят. Дискуссии о происхождении человека часто возникают на уроках биологии. Ирина Варывдина говорит с детьми открыто: — Иногда ученики меня спрашивают, верю ли я в Бога. И я отвечаю честно: верю.
Но вопросы веры и материального мира нужно разносить.
Я верю, что Бог нас сотворил, вдохнул в нас бессмертную душу. Но есть и материальный мир, биология. Ее нельзя отрицать, поскольку это научно доказанные факты, — подчеркивает Ирина Варывдина. — Важно, что теория Дарвина не сводится к антропогенезу. Она рассказывает о том, как возникли виды на нашей планете и их многообразие, почему сложные виды и простые сосуществуют вместе и не вымирают, почему жизнь усложняется, но и простые формы продолжают существовать.