Грех, страсть и порок — в чем различие? - «Стиль жизни» » Женский блог.
Создать акаунт
Женский блог. Истории из жизни. » Наши дети » Грех, страсть и порок — в чем различие? - «Стиль жизни»

Грех, страсть и порок — в чем различие? - «Стиль жизни»

15 сен 2017, 07:15
Наши дети / Мода / Отношения / Тесты онлайн / Диеты / Мир женщины
298
0
Грех, страсть и порок — в чем различие? - «Стиль жизни»

Пушкинский скупой рыцарь называл ее «когтистым зверем, скребущим сердце». А еще люди верующие говорят о ней как о голосе Бога в человеке. Какой контраст в определениях! Хотя ничего удивительного: о том, сколь многое зависит от глаз смотрящего, мы знаем давно.

Совесть. В том смысле, в котором мы понимаем ее сегодня, она вошла в человеческую культуру только вместе с христианством. Античность — по крайней мере, у греков — такой категории не знала. И дело даже не в самой совести, а в представлениях человека о самом себе, о должном и недолжном, правильном и неправильном. Кто-то из ученых сказал, что нравственность древних греков прошла путь от доблести к добродетели — герои Гомера мучились не тем, что совершили что-то плохое, а тем, не совершили ли они чего-то позорного, не обесславили ли они себя.

Взгляд христианства на нравственность принципиально другой. Для него разговор о совести — это разговор о тайне творения человека по образу и подобию Бога. А совесть — отголосок того райского состояния, которое мы потеряли. То, что скребет наше сердце или не умолкает у нас в душе, когда надо напомнить: мы были задуманы не такими и сделали еще один шаг в сторону от себя настоящих.

Сегодня, в эпоху глобальной секуляризации, то есть
расцерковления человеческих представлений, объяснить, откуда взялась совесть, человеку неверующему очень сложно. Да и представления о добре и зле у одного одни, у другого другие, одного тревожит голос совести, другого — нет. И здесь возникает вопрос: как в этом хаосе личного опыта найти что-то объективно верное, как не дать голосу совести смешаться с шумом субъективных мнений, раствориться в этом шуме до неузнаваемости?

У Достоевского в «Записках из Мертвого дома» есть такая фраза: «…человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнел образ Божий». Это очень важная фраза. Конечно, ее пафос в другом, но я ее вспомнил, потому что вместе с потускнением образа Божьего и голос совести может ослабнуть. И тогда главное — не спутать этот голос с чем-то другим.

Хотя, бесспорно, куда более острая проблема — это вообще услышать его.


Пушкинский скупой рыцарь называл ее «когтистым зверем, скребущим сердце». А еще люди верующие говорят о ней как о голосе Бога в человеке. Какой контраст в определениях! Хотя ничего удивительного: о том, сколь многое зависит от глаз смотрящего, мы знаем давно.Совесть. В том смысле, в котором мы понимаем ее сегодня, она вошла в человеческую культуру только вместе с христианством. Античность — по крайней мере, у греков — такой категории не знала. И дело даже не в самой совести, а в представлениях человека о самом себе, о должном и недолжном, правильном и неправильном. Кто-то из ученых сказал, что нравственность древних греков прошла путь от доблести к добродетели — герои Гомера мучились не тем, что совершили что-то плохое, а тем, не совершили ли они чего-то позорного, не обесславили ли они себя. Взгляд христианства на нравственность принципиально другой. Для него разговор о совести — это разговор о тайне творения человека по образу и подобию Бога. А совесть — отголосок того райского состояния, которое мы потеряли. То, что скребет наше сердце или не умолкает у нас в душе, когда надо напомнить: мы были задуманы не такими и сделали еще один шаг в сторону от себя настоящих. Сегодня, в эпоху глобальной секуляризации, то есть расцерковления человеческих представлений, объяснить, откуда взялась совесть, человеку неверующему очень сложно. Да и представления о добре и зле у одного одни, у другого другие, одного тревожит голос совести, другого — нет. И здесь возникает вопрос: как в этом хаосе личного опыта найти что-то объективно верное, как не дать голосу совести смешаться с шумом субъективных мнений, раствориться в этом шуме до неузнаваемости? У Достоевского в «Записках из Мертвого дома» есть такая фраза: «…человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнел образ Божий». Это очень важная фраза. Конечно, ее пафос в другом, но я ее вспомнил, потому что вместе с потускнением образа Божьего и голос совести может ослабнуть. И тогда главное — не спутать этот голос с чем-то другим. Хотя, бесспорно, куда более острая проблема — это вообще услышать его.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle





Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика