Можно ли лгать во имя добра? - «Стиль жизни» » Женский блог.
Создать акаунт
Женский блог. Истории из жизни. » Наши дети » Можно ли лгать во имя добра? - «Стиль жизни»

Можно ли лгать во имя добра? - «Стиль жизни»

20 янв 2023, 09:15
Наши дети / Отношения / Мода / Диеты / Тесты онлайн / СТАТЬИ / Здоровье / Мир женщины
222
0
Можно ли лгать во имя добра? - «Стиль жизни»

«Кто это сделал?!

— Это Федотов!

— Федотов, выйди из класса!»

Это вспомнился мне мультфильм «Буревестник», когда зашла речь о лжи во спасение и о том, всегда ли христианин должен говорить правду.

Ложь во спасение допустима для христианина? Такой вопрос задают часто, и я сам себе его начал задавать тридцать лет назад, едва крестившись. Окончательного ответа у меня нет до сих пор, но кое-что все-таки я понял.

С одной стороны, из Священного Писания мы знаем, кто отец лжи. Мы можем привести множество библейских цитат насчет лжи. В том числе Библия говорит нам и о «лжи во спасение». Например, апостол Петр трижды отрекся от Христа ради спасения своей жизни. И плакал горько.

Лживость — серьезная духовная болезнь, как знаем мы и из творений святых отцов, и из церковного предания, и из собственного опыта. Мне вот до крещения она была очень даже свойственна, и преодолевать ее оказалось мучительно трудно. До конца так и не справился, но работа идет.

А с другой стороны, правда — антоним лжи — тоже может быть губительной. Разве Иуда, указав иудейским властям на Христа, сказал неправду? А разве неправду про апостолов кричала одержимая бесами служанка? ...сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения (Деян 16:17). Но Павел запретил ей, изгнал из нее «духа прорицательного». Казалось бы, зачем? Правда же!

И противоположный пример — волхвы, пообещавшие Ироду указать ему место рождения Христа, но «кинувшие» его, нарушившие обещание. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:12) Какие нечестные люди, однако! Обманули бедного Ирода, обидели!

Вывод: все не так просто, если смотреть не в целом, а по конкретным ситуациям. Потому что именно в конкретных ситуациях (а не в общих рассуждениях) мы только и можем реализоваться как христиане. И, решая, как поступить правильно, должны опираться на главный посыл Священного Писания, а не на вырванные из контекста цитаты. А главный посыл — спасение людей, причем спасение не только (и даже не столько) от земных, посюсторонних бед, а прежде всего от смерти как вечного разлучения человека с Богом.

Иуда сказал правду. Была ли эта правда спасительной для его души? Волхвы обманули Ирода. Был ли этот обман губительным для их душ? Ответ в обоих случаях очевиден. И столь же очевидно то, что, солгав, апостол Петр нанес чудовищную рану своей душе, а диакон Стефан, первомученик, говоря иудеям правду, обрел Царствие Небесное.

То есть надо смотреть на мотивы правды и лжи. Солгать из шкурных соображений, да не обязательно даже из шкурных, просто из бытовых — это грех, это душевредно. Сказать правду из тех же шкурных соображений (например, выдать немецким оккупантам односельчан, укрывающих еврейских детей) — ничуть не меньший грех. Солгать тем же оккупантам, что ничего не видел, ничего не знаю, никого не подозреваю — это доблесть. Хотя и стопроцентная ложь.

И таких ситуаций может быть полным-полно. Не обязательно экстрим, не обязательно погромы и расстрелы. В самых обыденных, мирных обстоятельствах бывает так, что солгать (или просто скрыть правду) означает предотвратить чью-то беду. И наоборот, проявив «честность и принципиальность», на кого-то беду навлечь. Пусть даже беду не смертельную, а просто «Федотов, вон из класса!»

Но тут, конечно, появляется огромный соблазн — замаскировать для себя самого свои шкурные соображения соображениями высокими, идейными, даже духовными. Причем и в случае лжи, и в случае правды. В обоих случаях, если постараться, можно найти красивое оправдание. Даже, при желании, подкрепить его библейскими цитатами. Мол, я выдаю полиции этого человека, потому что я христианин, я не должен лгать, я за правду (и множество отсылок к Евангелию). Хотя на самом деле я просто не хочу неприятностей с властями. Или я лгу, потому что от моей маленькой лжи никакой большой беды никому не случится, зато я сохраню себя для предстоящих мне огромных добрых дел, и всем будет польза. Хотя на самом деле я просто испугался
неприятностей.

Предвижу, мне на это скажут: а как же Христос? Он-то никогда никому не лгал! Так что нечего тут накручивать сложности и неоднозначности, надо просто быть как Христос! А я на это отвечу: все, что Христос говорил и делал, Он делал не ради Себя, а ради спасения людей. Спасения в вечности. Когда Он говорил кому-то слова резкие, жесткие, то говорил именно то, что конкретному человеку могло помочь. А вы на такое способны? Вы, говоря правду, всегда делаете это из высокой христианской любви? Ваша правда всегда была спасительна? Вы точно это знаете?

Вот поэтому ложь, которая абсолютно недопустима — это ложь самому себе. Тем более ложь, которая прикрывается богословскими доводами. Человек может быть слаб, он может в каких-то тяжелых обстоятельствах спасовать, повести себя недостойно. Но по крайней мере, это нужно ясно видеть, понимать, что да, это грех, в этом грехе нужно всерьез каяться. И это будет правдой во спасение.


«Кто это сделал?!— Это Федотов! — Федотов, выйди из класса!» Это вспомнился мне мультфильм «Буревестник», когда зашла речь о лжи во спасение и о том, всегда ли христианин должен говорить правду. Ложь во спасение допустима для христианина? Такой вопрос задают часто, и я сам себе его начал задавать тридцать лет назад, едва крестившись. Окончательного ответа у меня нет до сих пор, но кое-что все-таки я понял. С одной стороны, из Священного Писания мы знаем, кто отец лжи. Мы можем привести множество библейских цитат насчет лжи. В том числе Библия говорит нам и о «лжи во спасение». Например, апостол Петр трижды отрекся от Христа ради спасения своей жизни. И плакал горько. Лживость — серьезная духовная болезнь, как знаем мы и из творений святых отцов, и из церковного предания, и из собственного опыта. Мне вот до крещения она была очень даже свойственна, и преодолевать ее оказалось мучительно трудно. До конца так и не справился, но работа идет. А с другой стороны, правда — антоним лжи — тоже может быть губительной. Разве Иуда, указав иудейским властям на Христа, сказал неправду? А разве неправду про апостолов кричала одержимая бесами служанка? .сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения (Деян 16:17). Но Павел запретил ей, изгнал из нее «духа прорицательного». Казалось бы, зачем? Правда же! И противоположный пример — волхвы, пообещавшие Ироду указать ему место рождения Христа, но «кинувшие» его, нарушившие обещание. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:12) Какие нечестные люди, однако! Обманули бедного Ирода, обидели! Вывод: все не так просто, если смотреть не в целом, а по конкретным ситуациям. Потому что именно в конкретных ситуациях (а не в общих рассуждениях) мы только и можем реализоваться как христиане. И, решая, как поступить правильно, должны опираться на главный посыл Священного Писания, а не на вырванные из контекста цитаты. А главный посыл — спасение людей, причем спасение не только (и даже не столько) от земных, посюсторонних бед, а прежде всего от смерти как вечного разлучения человека с Богом. Иуда сказал правду. Была ли эта правда спасительной для его души? Волхвы обманули Ирода. Был ли этот обман губительным для их душ? Ответ в обоих случаях очевиден. И столь же очевидно то, что, солгав, апостол Петр нанес чудовищную рану своей душе, а диакон Стефан, первомученик, говоря иудеям правду, обрел Царствие Небесное. То есть надо смотреть на мотивы правды и лжи. Солгать из шкурных соображений, да не обязательно даже из шкурных, просто из бытовых — это грех, это душевредно. Сказать правду из тех же шкурных соображений (например, выдать немецким оккупантам односельчан, укрывающих еврейских детей) — ничуть не меньший грех. Солгать тем же оккупантам, что ничего не видел, ничего не знаю, никого не подозреваю — это доблесть. Хотя и стопроцентная ложь. И таких ситуаций может быть полным-полно. Не обязательно экстрим, не обязательно погромы и расстрелы. В самых обыденных, мирных обстоятельствах бывает так, что солгать (или просто скрыть правду) означает предотвратить чью-то беду. И наоборот, проявив «честность и принципиальность», на кого-то беду навлечь. Пусть даже беду не смертельную, а просто «Федотов, вон из класса!» Но тут, конечно, появляется огромный соблазн — замаскировать для себя самого свои шкурные соображения соображениями высокими, идейными, даже духовными. Причем и в случае лжи, и в случае правды. В обоих случаях, если постараться, можно найти красивое оправдание. Даже, при желании, подкрепить его библейскими цитатами. Мол, я выдаю полиции этого человека, потому что я христианин, я не должен лгать, я за правду (и множество отсылок к Евангелию). Хотя на самом деле я просто не хочу неприятностей с властями. Или я лгу, потому что от моей маленькой лжи никакой большой беды никому не случится, зато я сохраню себя для предстоящих мне огромных добрых дел, и всем будет польза. Хотя на самом деле я просто испугался неприятностей. Предвижу, мне на это скажут: а как же Христос? Он-то никогда никому не лгал! Так что нечего тут накручивать сложности и неоднозначности, надо просто быть как Христос! А я на это отвечу: все, что Христос говорил и делал, Он делал не ради Себя, а ради спасения людей. Спасения в вечности. Когда Он говорил кому-то слова резкие, жесткие, то говорил именно то, что конкретному человеку могло помочь. А вы на такое способны? Вы, говоря правду, всегда делаете это из высокой христианской любви? Ваша правда всегда была спасительна? Вы точно это знаете? Вот поэтому ложь, которая абсолютно недопустима — это ложь самому себе. Тем более ложь, которая прикрывается богословскими доводами. Человек может быть слаб, он может в каких-то тяжелых обстоятельствах спасовать, повести себя недостойно. Но по крайней мере, это нужно ясно видеть, понимать, что да, это грех, в этом грехе нужно всерьез каяться. И это будет правдой во спасение.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle





Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика