В чем на самом деле смысл аскезы - «Стиль жизни» » Женский блог.
Создать акаунт
Женский блог. Истории из жизни. » Наши дети » В чем на самом деле смысл аскезы - «Стиль жизни»

В чем на самом деле смысл аскезы - «Стиль жизни»

29 апр 2022, 09:15
Наши дети / Отношения / СТАТЬИ / Мода / Мир женщины / Тесты онлайн / Здоровье / Рецепты
421
0
В чем на самом деле смысл аскезы - «Стиль жизни»

Православная аскетика — богословская дисциплина о том, что такое грех и как с ним бороться, — под духовным совершенствованием понимает внутреннюю работу, направленную на избавление от страстей и спасение души. «Но мы же не аскеты, — скажут те, у кого понятие «аскетика» вызывает ассоциации с древними подвижниками, отшельниками и суровыми монахами, — мы же в миру живем!» И будут неправы.

Слово аскетика имеет греческое происхождение и является однокоренным с глаголом «аскео», что значит «обрабатывать грубый материал, упражняться». В Древней Греции аскетами часто называли спортсменов, проводивших время в физических тренировках и придерживавшихся строгого, воздержанного образа жизни. Христианство, взяв на вооружение античную терминологию, обогатило понятие аскетизма новыми духовными смыслами. В итоге слово аскет в христианской культуре стало обозначать человека, который, подобно спортсмену, тренирующему тело, усердно работает над укреплением воли, развитием сил души, изменением и преображением своего внутреннего мира. При этом он трудится не один. Духовные усилия человека получают поддержку от Бога, Который помогает Своей Божественной благодатью тем, кто стремится к Нему.

Наступило время Великого поста. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Несколько раз в неделю на сайте foma.ru вас ждут вдохновляющие материалы к посту: учение Церкви о посте и покаянии, опыт святых и личный опыт современников, практические советы и разговор со священниками.

Аскеза (в переводе с греческого — упражнение), таким образом, неразрывно связана с духовной жизнью христианина, независимо от того, монах он или живет в миру. Каждый христианин призван стать аскетом — духовным атлетом, ежедневно упражняющимся в добродетелях и борьбе со страстями, стремящимся к духовному совершенствованию. При этом аскеза сама по себе не цель, а средство. Цель — это спасение души, которое достигается через стяжание любви к Богу и ближнему. Именно на этих заповедях возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:37, 39), по слову Иисуса Христа, утверждается весь закон и пророки (Мф 22:40). Но чтобы их исполнить, необходимо избавиться от страстей. Ведь если человек служит своим страстям, его сердце закрыто для любви к людям и Богу.

Что же такое страсти и откуда они берутся? В святоотеческой литературе встречается мнение, что страсти вырастают из естественных потребностей человека, которые в результате злоупотребления приобретают извращенный характер. Так потребность в еде может трансформироваться в чревоугодие, стремление к продолжению рода — в блуд, движения души, возмущенной несправедливостью, нередко перерастают в гнев, разумная бережливость оборачивается сребролюбием, скорбь — унынием, целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении целей провоцируют гордость и тщеславие. Так что в качестве одного из профилактических рецептов против страстей можно порекомендовать обычную умеренность и ответственность в удовлетворении естественных потребностей, а также внимательное отношение к эмоциональной сфере нашей жизни.

В чем на самом деле смысл аскезы и почему она нужна не только монахам?

Если же какая-то страсть прочно укоренилась в душе и поработила ее, имеет смысл обратиться к аскетическим трудам святых подвижников Церкви, советы и рекомендации которых основаны на личном многолетнем опыте и богословских знаниях. В православной аскетике существуют глубокие теоретические построения, которые представляют страсти в их взаимосвязи, и содержатся практически рекомендации, каким образом, в какой последовательности и какими методами с ними бороться. И конечно, главным орудием в борьбе со страстями выступает покаяние, которое состоит в изменении нашего образа мыслей и действий. Оно начинается с того, что человек адекватно осознает свое печальное духовное состояние и начинает, по слову святого Петра Дамаскина, видеть свои грехи «бесчисленными, как песок морской». Его продолжением становится
ненависть к коренящейся в нас страсти, когда мы ополчаемся против нее, начинаем видеть в ней врага и бороться с ней: «отделив от себя беспокоящую нас страсть и сознав ее врагом своим, начните воевать против ее, перебирая одно оружие за другим, пока она не убежит или не спрячется от вас», — советует святитель Феофан Затворник. Наконец, неотъемлемая и очень важная часть покаяния — исповедь, в которой грешник после искреннего раскаяния получает содействием Божественной благодати не только разрешение от грехов, но и силы для ведения духовной жизни.

Духовное совершенствование — обязательная составляющая жизни христианина. Оно требует от человека немалых трудов, которые будут сторицей вознаграждены. Его результатом становится спасение души, состояние, о котором, перефразируя пророка Исаию, писал апостол Павел: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).


Православная аскетика — богословская дисциплина о том, что такое грех и как с ним бороться, — под духовным совершенствованием понимает внутреннюю работу, направленную на избавление от страстей и спасение души. «Но мы же не аскеты, — скажут те, у кого понятие «аскетика» вызывает ассоциации с древними подвижниками, отшельниками и суровыми монахами, — мы же в миру живем!» И будут неправы.Слово аскетика имеет греческое происхождение и является однокоренным с глаголом «аскео», что значит «обрабатывать грубый материал, упражняться». В Древней Греции аскетами часто называли спортсменов, проводивших время в физических тренировках и придерживавшихся строгого, воздержанного образа жизни. Христианство, взяв на вооружение античную терминологию, обогатило понятие аскетизма новыми духовными смыслами. В итоге слово аскет в христианской культуре стало обозначать человека, который, подобно спортсмену, тренирующему тело, усердно работает над укреплением воли, развитием сил души, изменением и преображением своего внутреннего мира. При этом он трудится не один. Духовные усилия человека получают поддержку от Бога, Который помогает Своей Божественной благодатью тем, кто стремится к Нему. Наступило время Великого поста. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Несколько раз в неделю на сайте foma.ru вас ждут вдохновляющие материалы к посту: учение Церкви о посте и покаянии, опыт святых и личный опыт современников, практические советы и разговор со священниками. Аскеза (в переводе с греческого — упражнение), таким образом, неразрывно связана с духовной жизнью христианина, независимо от того, монах он или живет в миру. Каждый христианин призван стать аскетом — духовным атлетом, ежедневно упражняющимся в добродетелях и борьбе со страстями, стремящимся к духовному совершенствованию. При этом аскеза сама по себе не цель, а средство. Цель — это спасение души, которое достигается через стяжание любви к Богу и ближнему. Именно на этих заповедях возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:37, 39), по слову Иисуса Христа, утверждается весь закон и пророки (Мф 22:40). Но чтобы их исполнить, необходимо избавиться от страстей. Ведь если человек служит своим страстям, его сердце закрыто для любви к людям и Богу. Что же такое страсти и откуда они берутся? В святоотеческой литературе встречается мнение, что страсти вырастают из естественных потребностей человека, которые в результате злоупотребления приобретают извращенный характер. Так потребность в еде может трансформироваться в чревоугодие, стремление к продолжению рода — в блуд, движения души, возмущенной несправедливостью, нередко перерастают в гнев, разумная бережливость оборачивается сребролюбием, скорбь — унынием, целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении целей провоцируют гордость и тщеславие. Так что в качестве одного из профилактических рецептов против страстей можно порекомендовать обычную умеренность и ответственность в удовлетворении естественных потребностей, а также внимательное отношение к эмоциональной сфере нашей жизни. В чем на самом деле смысл аскезы и почему она нужна не только монахам? Если же какая-то страсть прочно укоренилась в душе и поработила ее, имеет смысл обратиться к аскетическим трудам святых подвижников Церкви, советы и рекомендации которых основаны на личном многолетнем опыте и богословских знаниях. В православной аскетике существуют глубокие теоретические построения, которые представляют страсти в их взаимосвязи, и содержатся практически рекомендации, каким образом, в какой последовательности и какими методами с ними бороться. И конечно, главным орудием в борьбе со страстями выступает покаяние, которое состоит в изменении нашего образа мыслей и действий. Оно начинается с того, что человек адекватно осознает свое печальное духовное состояние и начинает, по слову святого Петра Дамаскина, видеть свои грехи «бесчисленными, как песок морской». Его продолжением становится ненависть к коренящейся в нас страсти, когда мы ополчаемся против нее, начинаем видеть в ней врага и бороться с ней: «отделив от себя беспокоящую нас страсть и сознав ее врагом своим, начните воевать против ее, перебирая одно оружие за другим, пока она не убежит или не спрячется от вас», — советует святитель Феофан Затворник. Наконец, неотъемлемая и очень важная часть покаяния — исповедь, в которой грешник после искреннего раскаяния получает содействием Божественной благодати не только разрешение от грехов, но и силы для ведения духовной жизни. Духовное совершенствование — обязательная составляющая жизни христианина. Оно требует от человека немалых трудов, которые будут сторицей вознаграждены. Его результатом становится спасение души, состояние, о котором, перефразируя пророка Исаию, писал апостол Павел: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle





Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика