ЧМ-2010: да пребудут с вами... ведьмы - «Спорт» » Женский блог.
Создать акаунт
Женский блог. Истории из жизни. » Наши дети » ЧМ-2010: да пребудут с вами... ведьмы - «Спорт»

ЧМ-2010: да пребудут с вами... ведьмы - «Спорт»

26 ноя 2021, 10:52
Наши дети / Здоровье / Диеты / Тесты онлайн / Мода / Отношения / Дом / Красота / СТАТЬИ / Мир женщины / Сонник
336
0
ЧМ-2010: да пребудут с вами... ведьмы - «Спорт»
ЧМ-2010: да пребудут с вами... ведьмы - «Спорт»




Чемпионат мира в Южной Африке пройдет без сучка и задоринки. Залог тому - предсказания прорицателей-колдунов, которых в ЮАР называют сангомами. Уважаемые в обществе люди, они врачуют, руководят обрядами, расколдовывают, привораживают и защищают воинов (что, согласитесь, уже ближе к футболу). Причем чаще всем этим занимаются женщины.

...Приличный дом в Соуэто, гигантском негритянском районе Большого Йоханнесбурга. Две комнаты, в которых проживают человек шесть-семь, работает телевизор.

Мы с вами в школе обучения колдовскому искусству. Если хотите, в академии общения с потусторонними силами, духами предков, которые, как верят в Африке, направляют жизнь на земле. Чтобы они не гневались и не насылали несчастья, к ним надо проявлять почтение, а для этого соблюдать ритуалы и приносить животных в жертву. При этом выглядеть сангомы должны привлекательно (не для живых, а для усопших), потому в ходу у них яркие одеяния.
Хозяйку дома зовут Рут, но она неохотно сообщает свое имя: это-де не имеет сегодня значения, так как все называют ее просто сангомой.

Прежде чем поступить в колдовскую школу, человек должен почувствовать в себе данный свыше талант. К примеру, некоторым снится, что они способны на посредничество между духами и людьми. Обучение платное: шесть месяцев занятий, в ходе которых становится ясно, в самом ли деле "студент" готов к роли жреца, обойдутся в 5 тысяч рандов (примерно 650 долларов).

Священнодействие проходит в гараже. Чтобы отогнать злых духов, две ученицы поджигают сухую траву и заводят заунывные мантры, Рут бросает в огонь какие-то кости.
Подсобными предметами могут служить и семена, и ракушки. Колдовство - наука хитрая. Так, кость гиены помогает искать украденное добро. Усопший посмотрит, как "фишка" легла, и сделает сангоме подсказку.

Но вот сразу же ответить на вопрос, кто станет чемпионом мира-2010, Рут не готова. Надо войти в транс, а это, мол, процедура долгая. Не сведуща, видимо, наша сангома в футболе, а без знания вопроса как расшифровывать послания свыше?

Между тем перед матчем открытия ЮАР - Мексика в дискуссии южноафриканских журналистов, обсуждавших шансы своей сборной, проскочило: мол, Нельсон Мандела уже обо всем с неким сангомой договорился. Так что не волнуйтесь, соотечественники, все будет хорошо.

* * *

Незадолго до старта ЧМ-2010 традиционные вожди и сангомы со всей округи Йоханнесбурга собрались на обновленном стадионе "Соккер Сити". Зарезали корову в знак уважения к духам предков, окропили "поляну" кровью.

Можно сколько угодно иронизировать по поводу жертвоприношений и прочих ритуалов, но на чернокожих футболистов они оказывают существенное психологическое воздействие. Вооруженный верой человек становится сильнее. Особенно если он с детства впитал определенные религиозные устои.

Сами чернокожие африканцы откровенничать насчет своих обрядов не склонны. Причем, насколько мне известно, они не столько опасаются насмешливого отношения, сколько руководствуются запретом на посвящение чужаков в таинство.

Вот вам история. В 80-е годы я работал корреспондентом ТАСС в Бенине. И снимал дом у сестры одного типа, ставшего в одночасье высокопоставленным сотрудником бенинского МИД. Впрочем, не совсем в одночасье: просто это ведомство возглавил его старый друг. Между тем владелица нашего дома на год с лишним уехала лечиться во Францию, так что плату за жилье я отдавал новоявленному мидовцу.

Собирая материал о традиционных верованиях, я как-то спросил этого человека, не "выписал" ли ему колдун какой-нибудь гри-гри - так в Западной Африке называют всякие амулеты и обереги. "Мне велено всегда носить в заднем кармане брюк вот это. - тут "дипломат" продемонстрировал туго набитый чем-то мешочек. - Иногда, правда, сидеть неудобно. Что лежит внутри, мне неизвестно. Более того, я не должен никому показывать гри-гри, чтобы недруг не нашел против него противоядие. Но ты белый, на тебя запрет, уверен, не распространяется".

А буквально на следующий день после этого разговора ко мне заявилась прилетевшая из Парижа хозяйка и стала требовать деньги. Выяснилось, что брат обманывал ее и квартплату не передавал. Был жуткий скандал.

* * *

Африканские футболисты в ответ на вопрос о колдовских обрядах в их командах обычно хихикают, говорят, что это дела давно минувших дней, что, может, кто-то кое-где порой... На самом же деле эта практика и впрямь не повсеместная, но весьма распространенная.
Марк Фиш, белый защитник сборной ЮАР на Кубке Африки-96, рассказывал мне во время того турнира, что в сборной не практикуются мути, как называют на юге Африки всякие чудодейственные средства, зато почти во всех клубах колдун - штатная единица. Если команда проигрывает, то сначала меняют снадобья, а потом и "мути-мэна" как не справившегося с обязанностями.

- Перед важным матчем надо принять ванну с различными травами, натереть веки пастообразной массой или выпить какой-то настой, который призван придать дополнительные силы, а соперника, наоборот, ослабить, - рассказал Фиш, игравший тогда за "Орландо Пайрэтс", а впоследствии за "Лацио", "Болтон" и "Чарльтон". - Я побаиваюсь принимать внутрь незнакомые зелья, тем более что как-то после этой процедуры разболелся желудок. Но раз я играю вместе с черными ребятами, то должен уважать их обычаи. Тем более что соблюдение обрядов психологически настраивает команду на борьбу.

Знакомый россиянам по выступлениям за ФК "Москва" полузащитник Стэнтон Фредерикс относится к "цветному" населению ЮАР, как называют в этой стране мулатов и метисов, образовавших этническую группу со своими культурными традициями, в которой большую роль играет христианство. Так что об оккультной практике в клубах он говорил без утайки.

- В "Кайзер Чифс" ничего особенного не было, - рассказал Фредерикс. - Зато в "Орландо Пайрэтс" ритуалам придавали большое значение. За день до игры отменяли тренировки - все в лес уходили. Колдун подводил голыми по четыре-пять человек к ванночке, кидал в нее какие-то камни. Нас накрывали одеялом, и мы должны были вдыхать снадобье, которым емкость была наполнена. Потом всех окропляли этой жидкостью, после чего следовало удаляться, не оборачиваясь. Причем колдуну кто-то мог не понравиться - и его он с церемонии выгонял. На поле выходили, бывало, во влажной форме, пропитанной неким составом. Я не верю во все подобные ухищрения, но усомниться в них вслух было нельзя - иначе потом именно тебя обвинят в поражении. Только пить какие-либо отвары я отказывался.

* * *

Знаменитый в прошлом южноафриканский футболист, а ныне босс клуба "Джомо Космос" Джомо Соно регулярно наведывается в свое племя мозамбикского происхождения за разными мути, лично сыплет на поле порошок, а по пути из раздевалки перед матчами его команды иногда разливают молоко, так что соперникам приходится наступать на лужи. На черных африканцев, выросших в традициях языческих верований, это воздействует негативно - играть они иной раз выходят подавленными и обреченными. Да и в сборной ЮАР на ЧМ-2002, когда ею руководил тот же Соно, был колдун, имевший официальную должность руководителя "специального проекта".

* * *
Помимо сангом, играющих роль социальных работников и психологов, есть в Южной Африке и просто целители - ньянги, с духами не контактирующие, а прописывающие традиционные средства от недугов. Это те же мути, которые принимают внутрь, натирают, а то и втирают в надрезы на теле. Кстати, в переводе с языка зулу слово "мути" означает "дерево". Ведь многие лечебные снадобья имеют растительное происхождение.

При недуге африканцы гораздо чаще обращаются к знахарям, а не к служителям современной медицины. Вот и ганец Хамину Драман, помнится, отлучался из "Локомотива" на родину, убежденный, что там целитель поможет ему восстановиться скорее, чем дипломированные доктора с уколами да таблетками. Что касается ЮАР, то, по некоторым
оценкам, к традиционным врачевателям обращаются 80 процентов черных граждан.

* * *

Работая в Бенине, я бывал в Котону на рынке знахарей, торгующем средствами от всех болезней, приворотами. На деревянных лотках или прямо на земле были разложены пучки трав, кости, черепа и внутренности животных, перья птиц, расфасованные по пакетикам порошки. На жаре запах стоял весьма специфический.

При этом огульно отвергать "колдовские зелья", думается, не стоит. Многие растения обладают лекарственными свойствами и служат основой для медикаментов, потому современная фармакологическая наука их изучает. Многие мути не лишены и символики. Так, для воспитания отваги человеку могут "прописать"… львиный жир. Как не вспомнить сказочного Трусливого Льва, просившего у волшебника храбрости.

Но не все, конечно, безоблачно. Бывает, что знахарские снадобья вызывают желудочные расстройства. Порезы с использованием одной и той же бритвы при широком распространении СПИДа (по оценкам ООН, еще в 2007 году в ЮАР было 5,7 миллиона ВИЧ-инфицированных, то есть 12 процентов населения) - это более чем рискованно, а случающиеся изредка убийства людей, прежде всего маленьких детей, для получения их органов в качестве мути, и вовсе дикость.

* * *

Иностранные тренеры, которых сейчас в клубах Африки и, в частности, в ЮАР как никогда много, рассчитывают, конечно же, не на предков, а на сноровку-тренировку. Но быть "белыми воронами" можно до поры, до времени, да и не всегда.

Вот что рассказал известный российский тренер Виктор Бондаренко, работавший в Мозамбике и ЮАР, а сейчас тренирующий клуб в Анголе:

- Еще в советское время меня, офицера вооруженных сил, направили на работу с мозамбикской армейской командой "Мачедже". В первый сезон мы заняли высокое второе место. А на второй год возникли проблемы. И вот перед важнейшим матчем ко мне подошел президент клуба и сказал: "Тебя надо расколдовать". Я в ответ пытался что-то объяснять про плохое поле и недостаточное мастерство. Все бесполезно. И на следующий день по приказу








командования вся команда отправилась в деревню.

Игроки расположились у меня за спиной, а колдунья завесила окна и во мраке, что-то беспрерывно бормоча, отвернула голову курице. Кровь закапала. "Вам нужно сделать четыре пореза на коленях", - говорит переводчик. Я испугался: СПИД же гуляет. Но делать нечего. У меня испарина на лбу, а колдунья взяла старенькие бритвочки и пустила кровь. На следующий день играем, и при счете 1:1 на последней минуте наш игрок направляет мяч в сторону чужих ворот. Голкипер выбегает его ловить, а мяч попадает в защитника и катится в ворота!

"Мачедже" потом стал чемпионом, а у меня началась счастливая полоса. Уже в ЮАР с "Орландо Пайрэтс" выиграл Суперкубок Африки и Кубок страны, занимал в чемпионате второе и третье места, был признан там в 1996 году лучшим тренером. Может, и впрямь колдунья помогла?

Текст: Александр Просветов


Чемпионат мира в Южной Африке пройдет без сучка и задоринки. Залог тому - предсказания прорицателей-колдунов, которых в ЮАР называют сангомами. Уважаемые в обществе люди, они врачуют, руководят обрядами, расколдовывают, привораживают и защищают воинов (что, согласитесь, уже ближе к футболу). Причем чаще всем этим занимаются женщиныПриличный дом в Соуэто, гигантском негритянском районе Большого Йоханнесбурга. Две комнаты, в которых проживают человек шесть-семь, работает телевизор. Мы с вами в школе обучения колдовскому искусству. Если хотите, в академии общения с потусторонними силами, духами предков, которые, как верят в Африке, направляют жизнь на земле. Чтобы они не гневались и не насылали несчастья, к ним надо проявлять почтение, а для этого соблюдать ритуалы и приносить животных в жертву. При этом выглядеть сангомы должны привлекательно (не для живых, а для усопших), потому в ходу у них яркие одеяния. Хозяйку дома зовут Рут, но она неохотно сообщает свое имя: это-де не имеет сегодня значения, так как все называют ее просто сангомой. Прежде чем поступить в колдовскую школу, человек должен почувствовать в себе данный свыше талант. К примеру, некоторым снится, что они способны на посредничество между духами и людьми. Обучение платное: шесть месяцев занятий, в ходе которых становится ясно, в самом ли деле "студент" готов к роли жреца, обойдутся в 5 тысяч рандов (примерно 650 долларов). Священнодействие проходит в гараже. Чтобы отогнать злых духов, две ученицы поджигают сухую траву и заводят заунывные мантры, Рут бросает в огонь какие-то кости. Подсобными предметами могут служить и семена, и ракушки. Колдовство - наука хитрая. Так, кость гиены помогает искать украденное добро. Усопший посмотрит, как "фишка" легла, и сделает сангоме подсказку. Но вот сразу же ответить на вопрос, кто станет чемпионом мира-2010, Рут не готова. Надо войти в транс, а это, мол, процедура долгая. Не сведуща, видимо, наша сангома в футболе, а без знания вопроса как расшифровывать послания свыше? Между тем перед матчем открытия ЮАР - Мексика в дискуссии южноафриканских журналистов, обсуждавших шансы своей сборной, проскочило: мол, Нельсон Мандела уже обо всем с неким сангомой договорился. Так что не волнуйтесь, соотечественники, все будет хорошо. * * * Незадолго до старта ЧМ-2010 традиционные вожди и сангомы со всей округи Йоханнесбурга собрались на обновленном стадионе "Соккер Сити". Зарезали корову в знак уважения к духам предков, окропили "поляну" кровью. Можно сколько угодно иронизировать по поводу жертвоприношений и прочих ритуалов, но на чернокожих футболистов они оказывают существенное психологическое воздействие. Вооруженный верой человек становится сильнее. Особенно если он с детства впитал определенные религиозные устои. Сами чернокожие африканцы откровенничать насчет своих обрядов не склонны. Причем, насколько мне известно, они не столько опасаются насмешливого отношения, сколько руководствуются запретом на посвящение чужаков в таинство. Вот вам история. В 80-е годы я работал корреспондентом ТАСС в Бенине. И снимал дом у сестры одного типа, ставшего в одночасье высокопоставленным сотрудником бенинского МИД. Впрочем, не совсем в одночасье: просто это ведомство возглавил его старый друг. Между тем владелица нашего дома на год с лишним уехала лечиться во Францию, так что плату за жилье я отдавал новоявленному мидовцу. Собирая материал о традиционных верованиях, я как-то спросил этого человека, не "выписал" ли ему колдун какой-нибудь гри-гри - так в Западной Африке называют всякие амулеты и обереги. "Мне велено всегда носить в заднем кармане брюк вот это. - тут "дипломат" продемонстрировал туго набитый чем-то мешочек. - Иногда, правда, сидеть неудобно. Что лежит внутри, мне неизвестно. Более того, я не должен никому показывать гри-гри, чтобы недруг не нашел против него противоядие. Но ты белый, на тебя запрет, уверен, не распространяется". А буквально на следующий день после этого разговора ко мне заявилась прилетевшая из Парижа хозяйка и стала требовать деньги. Выяснилось, что брат обманывал ее и квартплату не передавал. Был жуткий скандал. * * * Африканские футболисты в ответ на вопрос о колдовских обрядах в их командах обычно хихикают, говорят, что это дела давно минувших дней, что, может, кто-то кое-где порой. На самом же деле эта практика и впрямь не повсеместная, но весьма распространенная. Марк Фиш, белый защитник сборной ЮАР на Кубке Африки-96, рассказывал мне во время того турнира, что в сборной не практикуются мути, как называют на юге Африки всякие чудодейственные средства, зато почти во всех клубах колдун - штатная единица. Если команда проигрывает, то сначала меняют снадобья, а потом и "мути-мэна" как не справившегося с обязанностями. - Перед важным матчем надо принять ванну с различными травами, натереть веки пастообразной массой или выпить какой-то настой, который призван придать дополнительные силы, а соперника, наоборот, ослабить, - рассказал Фиш, игравший тогда за "Орландо Пайрэтс", а впоследствии за "Лацио", "Болтон" и "Чарльтон". - Я побаиваюсь принимать внутрь незнакомые зелья, тем более что как-то после этой процедуры разболелся желудок. Но раз я играю вместе с черными ребятами, то должен уважать их обычаи. Тем более что соблюдение обрядов психологически настраивает команду на борьбу. Знакомый россиянам по выступлениям за ФК "Москва" полузащитник Стэнтон Фредерикс относится к "цветному" населению ЮАР, как называют в этой стране мулатов и метисов, образовавших этническую группу со своими культурными традициями, в которой большую роль играет христианство. Так что об оккультной практике в клубах он говорил без утайки. - В "Кайзер Чифс" ничего особенного не было, - рассказал Фредерикс. - Зато в "Орландо Пайрэтс" ритуалам придавали большое значение. За день до игры отменяли тренировки - все в лес уходили. Колдун подводил голыми по четыре-пять человек к ванночке, кидал в нее какие-то камни. Нас накрывали одеялом, и мы должны были вдыхать снадобье, которым емкость была наполнена. Потом всех окропляли этой жидкостью, после чего следовало удаляться, не оборачиваясь. Причем колдуну кто-то мог не понравиться - и его он с церемонии выгонял. На поле выходили, бывало, во влажной форме, пропитанной неким составом. Я не верю во все подобные ухищрения, но усомниться в них вслух было нельзя - иначе потом именно тебя обвинят в поражении. Только пить какие-либо отвары я отказывался. * * * Знаменитый в прошлом южноафриканский футболист, а ныне босс клуба "Джомо Космос" Джомо Соно регулярно наведывается в свое племя мозамбикского происхождения за разными мути, лично сыплет на поле порошок, а по пути из раздевалки перед матчами его команды иногда разливают молоко, так что соперникам приходится наступать на лужи. На черных африканцев, выросших в традициях языческих верований, это воздействует негативно - играть они иной раз выходят подавленными и обреченными. Да и в сборной ЮАР на ЧМ-2002, когда ею руководил тот же Соно, был колдун, имевший официальную должность руководителя "специального проекта". * * * Помимо сангом, играющих роль социальных работников и психологов, есть в Южной Африке и просто целители - ньянги, с духами не контактирующие, а прописывающие традиционные средства от недугов. Это те же мути, которые принимают внутрь, натирают, а то и втирают в надрезы на теле. Кстати, в переводе с языка зулу слово "мути" означает "дерево". Ведь многие лечебные снадобья имеют растительное происхождение. При недуге африканцы гораздо чаще обращаются к знахарям, а не к служителям современной медицины. Вот и ганец Хамину Драман, помнится, отлучался из "Локомотива" на родину, убежденный, что там целитель поможет ему восстановиться скорее, чем дипломированные доктора с уколами да таблетками. Что касается ЮАР, то, по некоторым оценкам, к традиционным врачевателям обращаются 80 процентов черных граждан. * * * Работая в Бенине, я бывал в Котону на рынке знахарей, торгующем средствами от всех болезней, приворотами. На деревянных лотках или прямо на земле были разложены пучки трав, кости, черепа и внутренности животных, перья птиц, расфасованные по пакетикам порошки. На жаре запах стоял весьма специфический. При этом огульно отвергать "колдовские зелья", думается, не стоит. Многие растения обладают лекарственными свойствами и служат основой для медикаментов, потому современная фармакологическая наука их изучает. Многие мути не лишены и символики. Так, для воспитания отваги человеку могут "прописать"… львиный жир. Как не вспомнить сказочного Трусливого Льва, просившего у волшебника храбрости. Но не все, конечно, безоблачно. Бывает, что знахарские снадобья вызывают желудочные расстройства. Порезы с использованием одной и той же бритвы при широком распространении СПИДа (по оценкам ООН, еще в 2007 году в ЮАР было 5,7 миллиона ВИЧ-инфицированных, то есть 12 процентов населения) - это более чем рискованно, а случающиеся изредка убийства людей, прежде всего маленьких детей, для получения их органов в качестве мути, и вовсе дикость. * * * Иностранные тренеры, которых сейчас в клубах Африки и, в частности, в ЮАР как никогда много, рассчитывают, конечно же, не на предков, а на сноровку-тренировку. Но быть "белыми воронами" можно до поры, до времени, да и не всегда. Вот что рассказал известный российский тренер Виктор Бондаренко, работавший в Мозамбике и ЮАР, а сейчас тренирующий клуб в Анголе: - Еще в советское время меня, офицера вооруженных сил, направили на работу с мозамбикской армейской командой "Мачедже". В первый сезон мы заняли высокое второе место. А на второй год возникли проблемы. И вот перед важнейшим матчем ко мне подошел президент клуба и сказал: "Тебя надо расколдовать". Я в ответ пытался что-то объяснять про плохое поле и недостаточное мастерство. Все бесполезно. И на следующий день по приказу командования вся команда отправилась в деревню. Игроки расположились у меня за спиной, а колдунья завесила окна и во мраке, что-то беспрерывно бормоча, отвернула голову курице. Кровь закапала. "Вам нужно сделать четыре пореза на коленях", -

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle





Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика