У всех разная сила - «Стиль жизни»

К Вадиму пришел старый друг.
Да и не друг он давно, слабый человек, который снова попал в неприятности. По своей слабости и малоумию весь в долгах, работу потерял, охранником на стоянке трудился. В детском саду дружили, да. Потом в школе были не разлей-вода. И потом общались, конечно, с Петькой. Но общего было все меньше и меньше.
Петька слабый. Выпивал иногда. Ничего не добился в жизни и добиваться не хотел, не умел. Плыл по течению, как дохлая рыба. И занимал мелкие суммы, правда, изредка. Вадим сразу говорил: мол, не отдавай. Вроде подарка это было. Или милостыни. Редкой милостыни...
Уже голова седая у человека, а он все перебивается с хлеба на квас. И ничего не имеет. Квартиру жене оставил, на за другого вышла, детей нет. Все ждал, но жена не спешила. А потом вообще нашла другого. Зачем ей постылый неудачник? Петька не держал обиды, права жена! Бывшая...
Так Петька живет один в общаге. А теперь и оттуда гонят. Стоянку закрыли. А комнатка была от работы. Вадим знал, что Петька пришел за помощью. И боится попросить. Написал сначала сообщение: "Можно я зайду поговорить". С ошибкой.
Ясно же, о чем поговорить. Просить денег будет. Или помочь с работой. Халатный и легкомысленный человек, правильно Вадиму его сильная и решительная жена говорит: гони его в шею! Если таким давать, без штанов останешься. Вадим многого достиг. Хорошая работа, хорошая зарплата. И еще свое дело, держат с женой магазинчик в поселке. Всю душу вкладывают в него. И зарабатывают немало. Процветает дело. Здоровье позволяет много работать. И в здоровье тоже вкладываются, курорты два раза в год. Фитнес. Правильное питание.
Дети получили прекрасное образование, дочь стоматолог, зарабатывает очень хорошо. И сын начал карьеру, уже получил повышение. Внуки растут. Надо вкладываться в их развитие.
И дом - полная чаша. Крепкий, красивый, кирпичный. По кирпичику строили, как жена говорит. Трехэтажный дом с зеленой черепичной крышей, забор из кованого железа, пики такие узорные. Высокий забор! И высокий дом! Все своим трудом создано. И ремонт в доме великолепный. Старались. Трудились.
И в этот добротный дом пришел бедный неудачник Петька. Как Стрекоза к Муравью. Стоит в роскошно обставленном зале на сияющем паркете как чужеродный организм из фильма про инопланетного Чужого. Помятый, плохо одетый, ремки какие-то, сутулый и старый. Весь в морщинах. А ведь они ровесники. Неприятно смотреть. И еще неприятнее ждать просьбы. Надо отказать.
Жена тоже так говорит. Надо отказать. Нет, деньги есть. И просит Петька всегда понемножку, конечно, - но хватит. Баста! Сколько можно помогать и давать? Взрослый мужик, пусть сам решает свои проблемы. Деньги лишними не бывают. И Вадим даже не предложил Петьке сесть. Испачкает еще обивку кресла. Пусть постоит, подумает, стоит ли просить.
В зале стоял большой телевизор, гордость Вадима. Огромный экран, домашний кинотеатр. СтОит как машина почти. И по телевизору шел старый детский фильм. Сказка какая-то, полузабытая сказка. Ее показывали в передаче "Приходи, сказка". Там дети боролись со злом, помогали друг другу, отважно сражались, - совсем старый фильм. Нашли что показывать.
Петька вдруг сказал: "Я так это кино любил! Помнишь, мы в кинотеатре смотрели с тобой, с "продленки" сбежали? Народу мало было, мы на первом ряду сидели. Всегда с тобой на первом ряду сидели, нравилось нам, потому что ты как в фильме участвуешь. Сейчас он ответит: "Я не предаю друзей, Кощей!". И молния ударит в корабль!
Вадим посмотрел не на экран, на Петьку. А Петька смотрел завороженно на экран. Как ребенок, как мальчишка, увлекся фильмом. И Вадим вспомнил. Да и не забывал. Полумрак зала, тихое потрескивание пленки, оглушительная музыка, - они же на первом ряду сидели...
И верный друг Петька в синем школьном пиджачке, веснушчатый мальчишка, с которым вместе прыгали по крышам гаражей. Спасали от кошки голубя. Делились секретами. Вообще всем делились.
Тогда мало всего было. И делились всем, не думая, просто так было, и все. И пирожок за пять копеек делили пополам. Неважно, чьи были пять копеек. И мечтали поплыть под парусом по океану. И строили крепость зимой из кусков льда, которые дворник отколол, когда чистил двор. А весной крепость растаяла. Но долго стояла...
А теперь у одного есть дом из кирпича. А у другого нет ничего. И он сам виноват, конечно. Слабый неудачник. Который не смог ничего добиться и ничего построить. В отличие от умного предусмотрительного поросенка Наф-Нафа. Или рачительного Муравья.
"Да что же это случилось с нами", - вдруг вслух сказал Вадим. Как это произошло? Почему были два мальчика, два верных друга, почему жизнь была проста и понятна?
И почему сейчас на счете несколько миллионов. Копятся на новую машину. И две не очень новых машины в гараже. И квартиры в городе, и дом за городом, и магазин, и работа, и костюмов полный шкаф. И жаль дать. До гнева, до раздражения, до отвращения жаль!
И хочется прогнать Стрекозу на мороз. Проучить. Чтобы не смущала изобильный покой Муравья. Ты все пела, это дело! Так поди же попляши! Справедливо. Но бесчеловечно. Он же не насекомое, а человек, понимаете? И все куда сложнее и больнее. И не износить всех костюмов, тебе уже шестьдесят. И Петьке столько же. И сколько еще будет идти фильм, - неизвестно. Иногда фильмы кончаются внезапно...
Все эти мысли промелькнули быстро, моментально. И Вадим сказал буднично: "Пошли чай пить. Жена поздно от детей приедет, давай перекусим пока. Расскажи, что случилось-то? Подумаем, как быть. Если денег надо, я дам. Мы же друзья!".
И Петька сглотнул ком в горле, - драматичная сцена в фильме была. И прошел в светлую просторную кухню, ждать ужин. И уже болтал про кино, про собаку, которую кормит на стоянке, про то, что обещали новую работу дворником, надо только перекантоваться месяц.
Что он обязательно отдаст, надо пять тысяч двести рублей. Двести он должен соседке. А пять на коммуналку и еду. И деньги сразу отдаст, когда на новую работу перейдет, дворником; там тоже можно жить в колясочной. Хорошая такая колясочная, он уже видел. Даже окошечко есть.
Он уже улыбался беззубым ртом, забыв все невзгоды. Он так и не вырос. Может, с психикой что-то, - подумал вдруг Вадим. Он вдруг понял, что удачи и неудачи не всегда зависят только от нас. Всем дана разная сила для жизни, так? И ума. И он не стал додумывать эту мысль. Положил Петьке полную тарелку голубцов, - жена приготовила много. Хотя жили вдвоем. Привычка.
И сказал: "Я тебе помогу с работой. Ешь. Придумаем что-нибудь!".
И Петька кивал головой, ел, болтал. И говорил, что работа есть! Будет. Все нормально. Спасибо, что выручил! Я тебе еще пригожусь, вот
увидишь...
Может, они нам пригодятся, такие люди. Когда кончится фильм жизни. И нас спросят про слабых. Про отстающих и отсталых, извините. Которым мы пожалели голубцов или немножко денег, - для нас немножко. А для них - спасение и счастье?..
Что же это случилось с нами? Мы так изменились. И трудолюбивые муравьи так хорошо научились выгонять стрекоз на верную гибель, на мороз. Отказывать и беречь. И это правильно! Верно!
Только одни созданы муравьями. А других Творец сотворил стрекозами, - они не умеют делать запасы и строить муравейники. И иногда просят. И иногда лучше дать, чем не дать.
Вот об этот думал Вадим. Петька ел уже медленно, стараясь не чавкать, жмурясь от удовольствия. Он быстро забывал свои страдания. Такой уж он был человек. Неудачник и слабак. И старый друг. Единственный друг, - может, и так...
Анна Кирьянова
Смотрите также:





